Образовательная деятельность

Сегодня в составе Рязанского государственного медицинского университета 8 факультетов, более 50 кафедр, в числе которых вновь созданные кафедры медицины катастроф, клинической психологии и психотерапии, эпидемиологии и др., Центральная научно-исследовательская лаборатория (ЦНИЛ) с лабораторно-диагностическим комплексом, консультационно-диагностическая поликлиника. В настоящее время вуз имеет статус международного и готовит специалистов для лечебных и научных учреждений нашей страны и более чем для 60 стран Европы, СНГ, Азии и Африки. Контингент обучающихся составляет более 5 тысяч студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения.

На факультете по обучению иностранных студентов в настоящее время ведется подготовка более тысячи студентов из стран Европы, Азии, Африки, СНГ.

В 2010 году университет отметил 60-летний юбилей деятельности на рязанской земле. За этот период вузом было подготовлено более 56 тысяч специалистов различного профиля, в том числе 693 иностранных специалиста. Выпускники университета занимали и занимают руководящие должности в Министерстве здравоохранения Рязанской области, Управлении здравоохранения города, являются главными врачами городских, областных лечебно-профилактических учреждений, санаториев, главными специалистами здравоохранения области и города, других регионов. Из 56 кафедр университета 40 кафедрами заведуют выпускники нашего вуза.

В 2008 году вуз успешно прошел комплексную оценку деятельности, подтвердил статус университета и уверенно развивается. По результатам проверки получены Лицензия на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего профессионального образования и программам дополнительного образования, Свидетельство о государственной аккредитации со сроком действия до 2013 года.

Конструктивно решаются задачи по реформированию учебного заведения в соответствии с процессами, которые происходят в обществе, в законодательной сфере в связи с интеграцией в мировую систему высшего и послевузовского профессионального образования. Особое значение придается наиболее полному удовлетворению запросов потребителей наших выпускников, повышению качества образовательной деятельности. 

Обучение в вузе ведется по 9 специальностям высшего профессионального образования, 38 специальностям послевузовской подготовки в рамках аспирантуры и более чем по 50 специальностям — в интернатуре и ординатуре, а также по 3 программам дополнительного образования, что позволяет непрерывно осуществлять повышение квалификации работников практического здравоохранения в регионе.

В Рязанский медицинский университет неизменно высокий конкурс. Сегодня медицинское образование рассматривается значительно шире, нежели полвека назад: повышаются требования к специалистам, появляются новые профессии, и рязанский медицинский университет их успешно осваивает. Анализ ситуации на рынке труда показал, что Рязанской области и близлежащих регионах имеется устойчивый, все возрастающий спрос на такие специальности как клинический психолог, врач лечебного и медико-профилактического профиля, провизор, стоматолог, менеджер сестринского дела. В 2009 году состоялся первый выпуск специалистов в области клинической психологии. Это одна из наиболее востребованных специальностей на Западе. Психологи, которых подготавливают непрофильные вузы, имеют проблемы с трудоустройством. А в медицине потребность в таких кадрах огромная, но именно в клинических психологах.

В течение нескольких лет  в университете осуществлялась подготовка юристов, менеджеров, экологов, филологов. В настоящее время прием на непрофильные специальности прекращен, а все усилия сосредоточены на подготовке специалистов по медицинским специальностям.

Одним из путей адресной подготовки специалистов является целевая контрактная подготовка, которая реализуется на основе заключения студентом контракта с конкретным работодателем по предложению руководства учебного заведения на последних курсах обучения. Определенные трудности в развитии целевой контрактной подготовки обусловлены тем, что законодательно не определена степень ответственности за невыполнение предписанных условий или расторжение договора хотя бы одной из сторон. Существует необходимость законодательного регламентирования ответственности в случае расторжения договора с целью повышения эффективности целевой подготовки.

С 1997 года университет проводит целевой прием для Рязанской области и других регионов России. В настоящее время на специальностях "Лечебное дело", "Медико-профилактическое дело" обучается более 600 человек. Положительная динамика целевого набора свидетельствует о заинтересованности руководителей регионального здравоохранения в адресной подготовки кадров.

Университет располагает современной материально-технической базой, которая включает 16 учебно-лабораторных корпусов общей площадью 51397,8 кв. м., виварий, базовую стоматологическую поликлинику, четыре благоустроенных общежития для иностранных и иногородних студентов общей площадью 18350,2 кв. м. на 2072 места, ботанический сад с опытным полем и пасекой, спортивно-оздоровительный лагерь, студенческую поликлинику, редакционно-издательский отдел, оснащенный современной множительно-копировальной техникой для издания учебно-методической продукции. 

Научная библиотека располагается в отдельном современном 4-этажном здании, книжный фонд составляет более 700 000 экземпляров книг.

Университетский спортивный комплекс включает крытые спортивные залы общей площадью 1200 кв. м., мини-футбольное поле площадью 1800 кв. м., две баскетбольные площадки, три теннисных корта площадью 1600 кв. м., стрелковый тир и другие объекты.

Необходимым условием для овладения и постоянного совершенствования практических навыков является клиническая база университета — более 30 современных лечебно-профилактических учреждений и аптек города и области, всероссийские санатории, государственные и муниципальные учреждения Роспотребнадзора. 

Клинические кафедры оснащены современным диагностическим и лечебным оборудованием, что позволяет обучать выпускников самым передовым медицинским технологиям.

Профессорско-преподавательский состав численностью более 500 человек включает 86 докторов наук, профессоров, 315 кандидатов наук, доцентов.

Руководство вуза ратует за сохранение проверенных временем традиций российской высшей медицинской школы и внедрение новаторских методов современного образования. Поэтому кадровая политика вуза нацелена на бережное отношение к опытным заслуженным педагогам и привлечение молодых преподавателей. 

Среди преподавателей университета - Заслуженные деятели науки РФ, Заслуженные работники высшей школы РФ, Заслуженные врачи РФ, Заслуженный изобретатель РФ, отличники здравоохранения. Кроме преподавателей на штатной основе к учебной работе привлекаются ведущие ученые и специалисты практического здравоохранения.

Образовательная деятельность в университете регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами с учетом актуальных и перспективных потребностей развития науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы. В соответствии с документами Болонской конвенции в ближайшей перспективе при подготовке кадров — внесение корректив в образовательный процесс, в частности, идентификация с европейскими требованиями учебных программ и образовательных стандартов, а также обеспечение взаимного признания документов о медицинском и фармацевтическом образовании.

В учебном процессе широко применяются инновационные методы и средства обучения: чтение проблемных и комплексных лекций, доказательная медицина, дистанционное и интерактивное обучение; электронные учебники и мультимедийные средства. 

В соответствии с современными требованиями в университете сегодня активно внедряются новейшие технологии образовательной деятельности: система менеджмента качества, Интернет-тестирование и др. Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов в университете наряду с академической мобильностью студентов, взаимным признанием дипломов и другими основополагающими принципами, лежит в основе интеграционного Болонского процесса. Балльно-рейтинговая система обеспечивает единые подходы к оценке знаний студентов, а, следовательно, и академическую мобильность и единое приложение к диплому. Это тем более важно, что в нашем вузе обучаются иностранные студенты. У всех наших студентов и выпускников должна быть возможность перехода из одного вуза в другой с понятной для них общепринятой системой оценок.

Под руководством проректора по учебной работе профессора Бяловского Ю.Ю. в университете проводится планомерная работа по внедрению современных образовательных технологий  в учебный процесс. Так, освоению балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов способствуют семинары для преподавателей, подготовка методических материалов,  мониторинг  и анализ результатов внедрения балльно-рейтинговой системы.

     
Создание современной компьютерной базы для полноценного использования информационного пространства — одна из важнейших задач. В течение ближайших трех лет планируется создать современную инфраструктуру информатизации и телекоммуникационных технологий. Недавно созданный департамент Министерства здравоохранения и социального развития в ближайшее время запускает проект «Единое информационное поле для Минздравсоцразвития», в реализации которого университет крайне заинтересован.

Система оценки качества образования обеспечена необходимыми критериями, благодаря чему аккумулируется информация по содержанию образовательных программ, оценке знаний выпускников, числу обученных специалистов. Использующиеся методы сбора и анализа данных ограничивают оценку результатами по выполнению нормативов численности врачебного персонала. Для создания системы управления качеством образования необходимы общие для программ всех специальностей и форм обучения критерии оценки.

Внедрение унифицированных критериев оценки позволит интегрировать отечественное образование в мировое образовательное пространство. Результаты системного анализа дадут возможность говорить о соответствии методов подготовки работников здравоохранения условиям развития общества.

Животрепещущим вопросом развития медицинского образования явилось создание системы, обеспечивающей переход от принципа образования «на всю жизнь» к принципу «через всю жизнь». Решение проблем, стоящих перед отечественным здравоохранением, невозможно без целенаправленного развития системы дополнительного образования специалистов здравоохранения, с тем, чтобы они могли максимально удовлетворить потребности в совершенствовании профессиональных знаний на протяжении всей трудовой деятельности. Необходимость получения врачами права на медицинскую деятельность путем прохождения профессиональной подготовки, наряду с имеющимся высшим медицинским образованием, обеспечивает непрерывность образовательного процесса после окончания вуза. При отсутствии должного обеспечения преемственности между этапами и формами обучения невозможна реализация главного девиза «образование через всю жизнь».

Внедрение новейших методов диагностики и лечения, огромного количества новых препаратов требуют от специалистов постоянного повышения их профессионального уровня. На факультете последипломного образования Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова ежегодно проходят обучение более трех с половиной тысяч слушателей.

Важное значение придается в вузе социальной политике в отношении студентов. В университете студенты обучаются на бюджетной и внебюджетной основе. По результатам экзаменационных сессий и по социальным показаниям студенты переводятся на вакантные бюджетные места. По ходатайству ректора вуза студентам оказывается спонсорская помощь другими организациями по оплате за обучение.

Важным для университета шагом явилось включение в международную систему менеджмента качества образовательных услуг. 

Среди медицинских вузов России Рязанский одним из первых по результатам сертификационного аудита получил сертификат по стандарту ISO 9001-2008.

В последние годы в вузе постоянно ведется работа над совершенствованием структуры, расширением видов деятельности и сотрудничества, разработкой и внедрением инновационных проектов. Среди инновационных проектов последних лет наиболее значимыми были: инновации в сфере развития информационно-коммуникационных технологий; совершенствования внутривузовской системы управления качеством образования; внедрение новых образовательных технологий; расширения лечебно-диагностической базы; реализация и внедрения научной продукции в практическое здравоохранение. Проекты направлены на поддержание высокого качества подготовки выпускников и интеграцию РязГМУ в международное образовательное пространство.

В перспективах вуза — поэтапный переход на новые учебные планы в соответствии с Болонским соглашением, введение кредитной системы учета освоения учебных дисциплин и модульной системы обучения, совершенствование материально-технической базы университета, модернизация его информационной концепции.