БРАЙЛЬ И РУМЦ РЯЗГМУ

На портале инклюзивного образования https://инклюзивноеобразование.рф/контакты обучающиеся с инвалидностью и ОВЗ могут получить консультацию по вопросам контактной работы, использованию образовательных технологий при освоении образовательных программ, например о том, что в РУМЦ РязГМУ есть возможность освоить азбуку Брайля.

Что такое азбука Брайля? Это тактильное соединение буквенных и цифровых символов с помощью шести точек, которые позволяют передать все буквы, цифры и даже музыкальные, математические и научные символы. Она используется слепыми и слабовидящими людьми для чтения книг и периодических изданий, которые печатаются визуальными шрифтами.

Автор азбуки для слепых - Луи Брайль, французский тифлопедагог, родился в 1809 году в семье сапожника во французском городке Кувре. Как пишут биографы, в три года мальчик поранил глаза шорным ножом - чем-то наподобие шила - и начал слепнуть. В 5 лет потерял зрение окончательно.

Родители научили Луи плести бахрому для конской упряжи, шить домашние туфли, пригласили учителя музыки для обучения игре на скрипке. Алфавит он изучал в местной школе при помощи палочек.

Когда мальчику исполнилось десять лет, его отдали в Парижскую школу для слепых детей. Уже тогда были книги, изданные рельефно-линейным шрифтом, но их не хватало. Обучение в основном строилось на восприятии информации на слух.

В школе Луи Брайль познакомился с "ночной азбукой", разработанной артиллерийским офицером Шарлем Барбье для военных целей. Это был способ кодировки сообщений, который позволял читать тексты даже в полной в темноте: запись сведений велась через прокалывание отверстий в картоне, чтение - через прикосновения к картону (осязанием).

В 1824 году Брайль разработал рельефно-точечный шрифт для незрячих и слабовидящих людей. Парадоксально, но факт: когда начальный вариант шрифта был представлен на рассмотрение специалистов, его сочли неудобным… для зрячих преподавателей! И только в 1837 году по настоянию слепых и слабовидящих людей эксперты снова вернулись к его рассмотрению.

Для изображения букв в шрифте Брайля используются шесть точек. Точки расположены в два столбца. При письме точки прокалываются, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, "писать" текст приходится с обратной стороны листа. Текст пишется справа налево, затем страница переворачивается, и текст читается слева направо.

Стоит отметить, азбука Брайля играет важнейшую роль в общении слепых, в их образовании, доступе к информации и реализации права на свободу выражения мнения и убеждений. А освоить ее помогут в РУМЦ РязГМУ.