ИСТОРИЯ УСПЕХА

Героем проекта «История успеха» стал выпускник санитарно-гигиенического факультета Рязанского медицинского института 1977 года, Заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, заместитель главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области», профессор кафедры общественного здоровья, здравоохранения, гигиены и эпидемиологии ИДПО ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет» им. Н.Н. Бурденко, Михаил Иванович Чубирко:

- Должен сразу заметить, что у каждого человека свой путь к успеху. Если начинать с самого начала, то вообще жизненный путь любого человека начинается с рождения.

Я родился в простой крестьянской семье. Нас в семье было пятеро детей: трое ребят и две девчонки. Конечно, с первых моментов осознанной жизни, я очень хорошо запомнил слова моего отца: «Основой в жизни должен быть труд. Нет другого правильного пути достойной жизни и уважения окружающих вас людей как труд. Запомните это, дети». Действительно, с раннего детства мои родители приучали нас к труду, порой очень тяжёлому, и к условиям простой сельской жизни. Я также как братья и сёстры, выполнял самую разную работу: пас коров, заготавливал корм для домашних животных (коров, коз), носил воду, ухаживал за домашней птицей и животными, работал в поле, косил траву. А в хозяйстве было довольно много гусей, кур, уток, пара коров, коз, несколько поросят. Одним словом, самые обыкновенные условия сельской жизни, в которых выросли дети 50-х годов прошлого века.

Но даже в сложное послевоенное время в нашей семье было принято почти всё свободное время посвящать чтению. Мне особенно нравилась работа по выпасу коров. В сельское стадо (около 35-40 коров) собирались коровы со всей нашей улицы: я всегда брал с собой на поле книжки и любил читать, пока коровы спокойно паслись. Даже вспоминается курьёзный случай: летний тёплый день, небо голубое без единого облачка, солнце приятно греет воздух, а я лежу в тени кустарника и читаю книгу (любимое занятие на выпасе коров). Сколько времени прошло не помню, но солнышко уже начало уходить с горизонта. Смотрю, где мои коровы? Нет нигде целого стада. В конце концов с большим трудом разыскал стадо на поле через две лесополосы в молодой кукурузе. Ох, и досталось же мне от мамы. Единственным смягчающим обстоятельством было то, что я увлёкся чтением.

Родители всегда нас поощряли к учёбе, нет, никогда не заставляли. Мы друг у друга учились. Вот уже тогда с раннего детства и начали формироваться такие качества как любовь к знаниям, трудолюбие и упорство. Упорство в хорошем смысле слова: чтобы выкроить свободное время для чтения, надо было успеть сделать определённый объём работы по хозяйству. Вот и старались быстрее закончить работу, причём надо было сделать её ещё и качественно.

Таким образом, одно из составляющих успеха, лично для меня, это моя семья – родители, братья и сёстры.

Свою лепту в моё формирование, конечно, внесла школа. Я до сих пор с особой теплотой люблю вспоминать мою первую учительницу Елизавету Ивановну. Как она бережно и внимательно относилась к нам, первоклассникам. Она находила свой особый путь к каждому из нас. Её похвала была самой высокой оценкой. Учась в школе на отлично, я никогда не был «зубрилкой». С первых школьных лет Елизавета Ивановна привила нам любовь к учёбе, к анализу и рассуждениям.

Затем специальное медицинское училище, куда я поступил, чтобы стать медицинским работником, по примеру старшей сестры. Училище готовило фельдшеров для Советской Армии. Этот период моей жизни был ключевым в завершении формирования взрослого отношения к жизни, чувства ответственности за выполняемую работу, неформального патриотизма. Именно в училище я подробно узнал о науке «Гигиена». Первым моим учителем в гигиене был заместитель начальника училища, заведующий кафедрой общей гигиены Петр Федорович. Он так увлечённо и убедительно рассказывал о научном понимании окружающего мира, необходимости оценки факторов, воздействующих на человека. Собственно, это и послужило отправной точкой для дальнейшего выбора моей профессии. Когда встал вопрос куда и на какой факультет поступать для получения высшего медицинского образования, без колебаний был выбран санитарно-гигиенический факультет. Первоначальный выбор был сделан в пользу медицинских вузов Москвы. Но Москва мне показалась очень шумным и беспокойным городом. Все куда-то спешат…

И я выбрал Рязанский медицинский институт имени академика Ивана Петровича Павлова. Для меня это был очень правильный выбор. Тихий, красивый, зелёный, очень чистый город Рязань. Кстати, в советское время Рязань неоднократно становилась победителем среди городов России по озеленению и чистоте.

После поступления на санитарно-гигиенический факультет, собственно, и начались мои первые шаги в большой науке. Учёба в специальном медицинском училище, которое я закончил с красным дипломом, безусловно очень сильно помогла мне в институте. Многие элементы, которые мы изучали в институте, я уже очень хорошо знал. Поэтому у меня было достаточно времени для посещения библиотек, кинотеатров и театров. Я не только учился в РМИ, но практически не пропускал ни одного нового выступления артистов на площадках города.

Со второго курса я стал Ленинским стипендиатом, а это 100 рублей стипендии! Когда зарплата была 60-70 рублей в среднем по стране. Вот как Правительство РСФСР стимулировало отличную учёбу и подготовку будущих кадров для страны. Я этим и сейчас горжусь.

Должен заметить, что ключевую роль начала моего научного поиска сыграла учёба на санитарно-гигиеническом факультете РМИ. Именно там я приобщился к разным элементам исследований, анализа научных фактов, их осмысления и способности делать научные выводы. Всё это мне очень пригодилось в жизни. Первые мои попытки приобщится к «её величеству» науке произошли именно в институте. Научные обзоры литературы на кафедре научного коммунизма под строгим контролем Гуляпа Арамовича Мартиросяна; эксперименты по получению учебных препаратов с перитрихами на кафедре микробиологии с изумительной по человеческим качествам заведующей кафедрой Риммой Николаевной Ребровой; научные поиски по оценке зависимости времени и силы воздействия локальной вибрации на организм обрубщиков «Центролита» под руководством и «отеческим надзором» Александра Всеволодовича Смольского… Это и были первые мои научные поиски.

Свою лепту в моё становление на научную стезю внесла и общественная работа. Я имею в виду профсоюз и комсомол. Во время моей учёбы в Рязанском медицинском институте профсоюзным и затем комсомольским лидером был Валерий Анатольевич Кирюшин, д.м.н., профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Именно благодаря В.А. Кирюшину я приобрёл навыки публичных выступлений перед аудиторией.

После окончания РМИ я выбрал для работы Воронежскую область. Кстати, в 70-ые годы прошлого века существовал такой институт, как распределение на работу. И молодые специалисты должны были отработать 3 года, а затем, если хотели, могли переехать на другое место работы. Так вот, я именно выбрал Воронежскую область, а не распределялся. Как Ленинский стипендиат имел право выбирать место будущей работы. И хотя мне предлагали место в аспирантуре на нескольких кафедрах института, я выбрал практическую работу и не пожалел.

Безусловно, работа в только что образованном Воробьёвском районе Воронежской области, была очень хорошей школой для самостоятельного принятия решений в разных ситуациях.

Районная санэпидстанция, куда меня назначили главным врачом, размещалась в одной половине бывшей земской школы, в другой располагалась прокуратура. Три обязательных года работы закалили характер, научили не сдаваться перед сложностями, достигать цели, трудиться много и честно. Одновременно в Воробьёвке я был избран членом райкома комсомола. И здесь общественная работа послужила мне в совершенствовании навыков общения с большими коллективами людей.

Понимая важность преемственности работы по специальности, я после трёх лет работы в должности главного врача Воробьёвской районной санэпидстанции, дал согласие на назначение, вернее перевод, на должность главного врача Новоусманской районной санэпидстанции Воронежской области. Почти восемь лет работы в Новоусманской районной санэпидстанции были для меня очень хорошей школой по совершенствованию публичных выступлений. Одновременно я исполнял обязанности секретаря партийной организации медицинских работников района. Согласованная профессиональная работа коллектива санэпидстанции позволила быть в постоянных лидерах по показателям деятельности санэпидстанций области. И снова хочу подчеркнуть, это постоянный и упорный труд всего коллектива, в том числе, а, может быть, в первую очередь руководителя.

В конце 80-х очередное повышение – меня назначили главным врачом областной санэпидстанции – главным государственным врачом Воронежской области, я был одним из самых молодых руководителей в службе (мне не было и 37 лет). Затем были непростые годы перестройки работы областной санэпидстанции и реорганизации, а также поиски новых форм, а самое главное – методов эффективной работы, новый хозяйственный механизм, централизация видов работы и многое другое. С 2005 по 2012 года - Руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области, Главный государственный санитарный врач по Воронежской области. Свою практическую работу я совмещаю с преподавательской деятельностью, с 1999 по 2017 возглавлял кафедру гигиены, эпидемиологии, организации госсанэпидслужбы ИДПО Воронежского государственного медицинского университета, с сентября 2017 года – профессор кафедры общественного здоровья, здравоохранения, гигиены и эпидемиологии ИДПО. 

И везде решающую роль в достижении результатов играла целенаправленная, упорная, трудная, но только эффективная и профессиональная работа всего коллектива. Мы экспериментировали, создавали, отказывались от идей, снова собирались и обсуждали, вырабатывали новую платформу и работали, работали. В коллективе все вопросы обсуждались открыто, работал профессиональный Совет. Вот именно в эти годы мной и была начата реальная научная работа по обоснованию новых форм деятельности организаций санэпидслужбы. В последующем материалы этого научного поиска и легли в основу моей кандидатской диссертации «Разработка рациональных систем управления санитарно-эпидемиологической службой в новых экономических условиях» (1994 год).

Отдельной вехой в моей жизни и, особенно, в становлении меня как учёного, сыграла встреча с академиком РАМН Анатолием Ивановичем Потаповым, светлая ему память. Уроженец Воронежской области Анатолий Иванович - эталон беззаветного служения науке и Родине. Он был не просто земляком, но будучи министром здравоохранения РСФСР, назначал меня на должность главного государственного санитарного врача Воронежской области. В последующем он стал моим учителем на научной стезе. Я с особой теплотой вспоминаю все наши встречи при подготовке моей и кандидатской и докторской диссертаций, его строгие, но по-отечески очень важные замечания. Анатолий Иванович был человеком слова, но требовал и от других чёткости и своевременности в выполнении работ. Под его руководством была выполнена и докторская диссертация «Научные основы системы социально-гигиенического мониторинга для обеспечения гигиенической безопасности населения (на примере Воронежской области)» (1998 год). Я могу с гордостью сказать, что результат моего научного поиска и предложенная методика явились основой для последующих научных работ по тематике социально-гигиенического мониторинга в России и принятия нормативных документов.

Являюсь автором более 560 научных работ, обладателем 7 патентов, автором 12 монографий, соавтором первой версии Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991 год), автором 7 учебных пособий, 11 методических указаний федерального уровня. Под моим руководством защищено 4 докторских и 10 кандидатских диссертаций. Являюсь почётным профессором ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет» имени Н.Н. Бурденко, почётным профессором Федерального научного центра гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана, награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени, имею нагрудные знаки «Отличник здравоохранения» и «Почётный работник госсанэпидслужбы».

Моё повествование было бы не полным, если бы я не вспомнил мои любимые латинские пословицы, содержание которых полностью отвечает на главный вопрос темы. Это «Per aspera ad astra» («Через тернии к звёздам») и «Nulla dies sine linea» («Ни дня без строчки»). В этих пословицах также заключён мой личный успех. Я, по-прежнему, очень много занимаюсь научным поиском, анализом фактов, делаю выводы, пишу научные статьи по оценке факторов среды обитания человека и гигиенической безопасности населения как части национальной безопасности страны.

Завершая свои рассуждения, мне хотелось изложить вкратце основные составляющие успеха (по моему мнению):

  1. Готовность работать много, трудно и результативно.
  2. Быть объективным, честным и целеустремлённым.
  3. Читать, читать и ещё раз читать.
  4. Анализировать факты, стараться рассмотреть их со всех сторон.
  5. Не останавливаться перед трудностями.
  6. Держать слово, быть ответственным.
  7. Уметь работать в коллективе и жертвовать личным для коллективных благ.
  8. Уметь вести аргументировано спор, в том числе научный.
  9. Ценить и стараться быть похожим на своих учителей.
  10. Делать добро и любить людей.

Дерзайте и верьте, что добро вернётся к вам сторицей.

1/1